Прощай, "пазик". Здравствуй, "Хюндай"!
13 марта 2007 года

В пресс-службе горисполкома корреспондента "ВК" заверили, что никакой связи между уменьшением числа маршруток и введением новой транспортной схемы нет, но на деле оказалось, что эти два явления тесно связаны между собой. Напомним, итоги открытого конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении в 2007 году пассажирских перевозок по муниципальным автобусным маршрутам Казани стали известны в конце декабря. Тогда же выяснилось, что не всем частным перевозчикам удалось удержать за собой те маршруты, которые они обслуживали до этого и продолжают обслуживать сейчас. Только сейчас они это делают, ясно отдавая себе отчет в том, что с 1 мая их места займут другие.

Мало того, оказалось, что "пазики", до недавнего времени осуществлявшие наряду с "Газелями" львиную долю пассажирских перевозок, окончательно и бесповоротно вычеркнуты из списка автобусов, которые по своим техническим параметрам могут использоваться для внутригородских пассажирских перевозок. Соответственно, те, кто дорабатывает последние месяцы, теперь озабочены не столько обеспечением бесперебойных перевозок, сколько тем, как побыстрее избавиться от "пазиков", вдруг ставших ненужными.

Результат этих "чемоданных настроений" мы с вами наблюдаем каждый день, часами простаивая на остановках и давясь в переполненных маршрутках. Кстати, не меньше оснований избавиться от "ПАЗов" и у тех, кто выиграл конкурс, поскольку после 1 мая эти автобусы должны исчезнуть с городских улиц. Понятно, что на базаре замену им не купишь, а значит, обновление парка пассажирских автобусов вполне может затянуться на несколько месяцев.

Парадокс, но вычеркнув из заветного списка "ПАЗы", в него включили не только "НефАЗы", "МАНы" и "МАЗы", но и пресловутые "Хюндаи" и 13-местные "Газели", куда некоторые водители умудряются набивать по двадцать и более человек. Как сообщил корреспонденту "ВК" председатель городской ассоциации частных перевозчиков Евгений Солодков, в соответствии с условиями конкурса было расписано, какой маршрут какие именно автобусы могут обслуживать. Несложно предположить, что, скажем, на маршрутах, связывающих центр города с его малонаселенными окраинами, где на "НефАЗ" пассажиров просто не наберется, людей разумнее возить на "Газелях". Но вот представить себе маршрут, где рациональнее использовать однодверные "Хюндаи", довольно трудно. Разве что в случае, если весь маршрут состоит только из двух остановок - начальной и конечной.

В том, что новая транспортная схема будет вводиться с 1 мая, есть как минимум два жирных плюса. Во-первых, это - начало дачного сезона и сезона отпусков. А во-вторых, в мае у пассажиров практически нет шансов замерзнуть на остановке в ожидании своей маршрутки. Но и минусы у новой транспортной схемы тоже есть не менее жирные. С учетом того, что в ней будут использоваться преимущественно автобусы большей вместимости, есть возможность несколько увеличить пассажиропоток. Но одновременно с этим интервал движения неизбежно возрастет. Другими словами, ждать на остановках мы с вами будем гораздо дольше, чем год назад.

- Нам за один год надо будет поменять все автобусы, - сообщил Солодков еще об одном подводном камне новой транспортной схемы. - Частным перевозчикам в этом деле никто не помогает, и они должны будут это сделать за свой счет. Сразу таких денег никто не найдет, поэтому придется использовать кредитные и лизинговые схемы. На деле это будет означать, что ежедневный платеж за еще не выкупленный полностью автобус может достигать 4 тысяч рублей. К тому же пока нет полной компенсации перевозок льготников...

Слов "следовательно, мы просто будем вынуждены поднять плату за проезд" председатель городской ассоциации частных перевозчиков не произнес, но сделать такой вывод из его слов сможет любой школьник. И так же легко сможет умножить цену билета на два, поскольку уже давно официально объявлено, что с 1 мая количество беспересадочных маршрутов типа Жилплощадка - РКБ будет заметно сокращено.

Евгений АКСЕНОВ, "Вечерняя Казань"